Экологическое законодательство: основные изменения, 1 квартал, 2025.

В статье вы найдете основные изменения в законодательстве с сфере охраны окружающей среды, 1 квартал, 2025 год.
По всем вопросам:
консультация по телефону: +7 (921) 120-28-29, г. Вологда, ул. Октябрьская, 66. 2 этаж.
09.01.2025. Планируется утвердить обновленную форму ДВОС
С 26.12.2024 находится на обсуждении проект приказа Минприроды России «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (далее — Проект).
В случае принятия Проекта утратит силу приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка её заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Основные отличия документов заключаются в следующем:
- Пересмотрены названия разделов. В частности, планируется уточнить наименования таблиц 6.1 и 6.2, чтобы конкретизировать, что сведения об образовании и размещении отходов производства и потребления заполняются за отчётный год, а также на следующие семь лет.
- Планируется привести форму декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) в соответствие с действующим законодательством: убрать упоминание о Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, который утратил силу еще 01.01.2024.
Таким образом, Проект подготовлен в связи с изменениями, произошедшими в последнее время, и направлен на соответствие новым требованиям, установленным законодательством.
Напоминаем, что для природопользователей, осуществляющих деятельность на объектах II категории негативного воздействия на окружающую среду, главным разрешительным документом является декларация о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). Исключение составляют объекты II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение (п.1 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Обращаем внимание, что Проект не утверждён и носит информационный характер.
10.01.2025. Утверждены правила подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья для применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации
01.01.2025 вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1991, которым утверждены Правила подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья в целях применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (далее — Правила).
Заявка на получение или изменение подтверждения наличия у производителя товара технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья подается руководителем (уполномоченным лицом) производителя товара.
Посредством ГИСП обеспечивается присвоение заявке регистрационного номера, в соответствии с которым заявитель идентифицируется на последующих стадиях процесса, а также заявка передается в соответствии с указанной в ней информацией в ТПП РФ.
ТПП РФ проводит выездную или дистанционную оценку, в ходе проведения которой проверяются наличие оборудования или установок, указанных в заявке, соответствие их сведениям, содержащимся в заявке, возможности производства на них товаров (продукции) с использованием вторичного сырья, которые указаны в заявке, в том числе с учетом организованного процесса производства, используемых технологических процессов, конфигурации оборудования, наличия необходимых для применения вторичного сырья в процессе производства товаров (продукции) установок, максимальное количество, масса товара (продукции), который может быть произведен с использованием вторичного сырья.
По результатам оценки ТПП РФ в течение 5 рабочих дней с даты ее проведения формирует и утверждает акт оценки и направляет его посредством ГИСП в Минпромторг России. Минпромторг России в течение 7 рабочих дней со дня поступления от ТПП РФ акта оценки вносит сведения о подтверждении в реестр подтверждений или принимает решение об отказе.
Срок действия подтверждения составляет 6 лет.
Производитель товара, сведения о котором внесены в реестр подтверждений, не позднее 15 марта года, следующего за календарным годом, в котором произведены товары (продукция) с использованием вторичного сырья, в целях применения понижающего коэффициента направляет заявление о подтверждении производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья по установленной форме.
Заявитель вправе запросить посредством ГИСП выписку из реестра подтверждений, информацию о подтверждении наличия у производителя товара технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья. Срок предоставления выписки из реестра подтверждений не может превышать 3 рабочих дней со дня поступления запроса.
Установлено переходное положение, касающееся получения подтверждения производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья в отношении товаров, в том числе упаковки, произведенных на территории РФ в 2024 году. Кроме того, до 15 апреля 2025 года заявка на получение или изменение подтверждения наличия у производителя товара технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья, а также заявление о подтверждении производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья и прилагаемые к ним документы могут подаваться на бумажном носителе.
Утверждены правила применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров
Правила расчета и применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации (далее — Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2024 № 1901 и вступили в силу 01.01.2025.
Понижающий коэффициент рассчитывается производителем товара (продукции), в том числе упаковки, указанных в разделах I и II перечня товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год и перечня товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414.
Приводится формула, по которой рассчитывается понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент рассчитывается отдельно для каждого наименования товара (продукции).
Установлено, что до 15 апреля 2027 года положения пунктов 10 и 11 Правил применяются в части понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, в отношении:
— упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2024 года, к нормативам утилизации отходов от использования упаковки на 2024 год, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414;
— упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2025 года, в отношении 55% массы такой упаковки;
— упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации с 1 января до 31 декабря 2026 года, в отношении 75% массы такой упаковки.
Изменён коэффициент, применяемый в 2025 году к ставке платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2024 № 1847 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».
Согласно изменениям в 2025 году ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, применяются с коэффициентом 4,84.
Ранее было установлено, что в 2025 году ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, применяются с коэффициентом 4,65.
Утверждены новые Правила взимания экологического сбора
01.01.2025 вступили в силу новые Правила взимания экологического сбора (далее — Правила взимания № 1990), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2024 № 1990.
Положения Правил взимания № 1990 приведены в соответствие с нововведениями в системе расширенной ответственности производителей, вступившими в силу с 01.01.2024.
Принятие обновленных Правил направлено на реализацию Федерального закона от 04.08.2023 N 451-ФЗ.
Установлен порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора. Экологический сбор исчисляется и уплачивается производителями и импортерами, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, упаковки по каждой группе товаров, упаковки товаров в соответствии с перечнем.
Экологический сбор в отношении утилизаторов взимается в случае, если утилизатор не обеспечил утилизацию отходов от использования товаров в массе товаров, указанной в заключенных с производителем (импортером) договорах или актах, представленных производителем (импортером), на основании которых обязанность производителя (импортера) по обеспечению утилизации отходов от использования товаров считается исполненной, или утилизация осуществлена с нарушением требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2-1 Закона об отходах производства и потребления.
Производители, импортеры при ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств — членов ЕАЭС рассчитывают сумму экологического сбора по установленной форме и уплачивают сбор до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
При ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан до дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления рассчитать сумму экологического сбора по установленной форме и уплатить сбор в случае непредставления до указанного срока в ЕФГИС УОИТ уведомления о намерении самостоятельной утилизации отходов.
Если импортер, представивший в ЕФГИС УОИТ уведомление о намерении самостоятельной утилизации с приложением документов, не исполнил или не в полном объеме исполнил обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации, то он рассчитывает сумму экологического сбора по предусмотренной форме и уплачивает экологический сбор до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Сумма экологического сбора рассчитывается производителями и импортерами в личном кабинете ЕФГИС УОИТ, или через единый портал госуслуг, или в случае отсутствия технической возможности направления документов через ЕФГИС УОИТ посредством электронного сервиса, представленного на сайте Росприроднадзора.
Приводится формы необходимых документов, в том числе заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.
Новые Правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Специальные нормы предусмотрены в отношении:
— товаров, упаковки, первично реализованных на территории РФ с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;
— товаров, упаковки, первично реализованных на территории РФ с 1 января по 31 декабря 2023 года;
— товаров, упаковки, ввозимых с 1 января 2024 года по 31 декабря 2025 года в РФ из государств, не являющихся членами ЕАЭС;
— товаров, упаковки, включенных в перечень отдельных товаров, участвующих в эксперименте.
Уточнены сведения, указываемые в заявке на получение КЭР
Опубликован приказ Минприроды России от 26.09.2024 № 584 «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к приказу Минприроды России от 22.10.2021 № 780» (далее — приказ Минприроды России от 26.09.2024 № 584).
Приказом Минприроды России от 26.09.2024 № 584 конкретизированы некоторые сведения, указываемые в заявке на получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).
Основными изменениями является то, что теперь раздел 4.3 «Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение» заполняется в соответствии с приложением № 12 к методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.
Напомним, что с 13.12.2024 обновлен порядок разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), согласно приказу Минприроды РФ от 30.10.2024 № 634. Теперь хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду I и II категории, могут не указывать в проекте НООЛР наименование и номер объекта размещения отходов, а также срок действия договора на передачу отходов в случаях:
— если это твердые коммунальные отходы и они передаются региональному оператору (достаточно указать название и место расположения юридического лица, а также реквизиты договора на передачу отходов);
— если это отходы I-II класса опасности и они передаются федеральному оператору.
Таким образом, в КЭР можно будет не указывать наименование и номер объекта размещения отходов, а также срок действия договора на передачу отходов в указанных выше случаях.
Утверждены Методические рекомендации по подготовке проекта СЗЗ
Роспотребнадзором утверждены МР 2.1.1.0358-24 «Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны» (далее — МР 2.1.1.0358-24), которые вступают в силу с 23.06.2025).
МР 2.1.1.0358-24 подготовлены в соответствии с п.15(2) Плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Реинжиниринг правил промышленного строительства», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.09.2021 № 2692-р.
МР 2.1.1.0358-24 вводятся впервые и содержат обобщенные сведения и рекомендации по подготовке проектов санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) объектов (групп промышленных объектов и производств и др.), являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно МР 2.1.1.0358-24, при проектировании СЗЗ рекомендуется реализовать следующие этапы работ:
— сбор исходных данных;
— определение класса опасности ориентировочных размеров СЗЗ объекта в соответствии с санитарной классификацией;
— анализ использования территории в пределах СЗЗ, анализ документов территориального планирования;
— обоснование отнесения объекта к источникам воздействия на среду обитания и здоровье человека и необходимости установления (изменения) СЗЗ на основании расчетов рассеивания;
— обоснование размеров и границ СЗЗ;
— обоснование отсутствия необходимости организации СЗЗ;
— подготовка сведений о размерах и границах СЗЗ, предлагаемой к установлению (изменению);
— формирование программы наблюдений;
— определение перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах предлагаемой СЗЗ;
— обоснование возможности использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
— разработка мероприятий по защите населения (при необходимости);
— Формирование проекта СЗЗ (рекомендуемый состав проекта СЗЗ представлен в Приложении 1).
Также МР 2.1.1.0358-24 содержат наглядные примеры:
— обоснований возможности использования земельных участков в целях размещения объектов в границах СЗЗ;
— программы исследований.
За отсутствие установленной СЗЗ хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ (штраф до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Минприроды РФ планирует утвердить новую методику расчета нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ
Рассматривается проект приказа «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты» (далее — проект).
Проектом предлагается методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (далее — Методика), соответствующая действующей в настоящее время редакции статей 44 и 60 Водного кодекса РФ.
На сегодняшний день действует Методика, утвержденная приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Главным новшеством является необходимость регулярного пересмотра и обновления расчетов для определения допустимых норм сбросов.
Согласно проекту, новые нормы сбросов должны рассчитываться в следующих ситуациях:
— изменение годового объема стоков на 30% и более;
— изменения в списке сбрасываемых загрязнителей (например, для централизованных систем водоотведения населенных пунктов или городских округов — после проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду);
— внедрение новой производственной технологии или методов очистки сточной воды;
— обновление данных об условных фоновых концентрациях;
— утверждение нормативов качества воды водоемов, имеющих значение для рыболовства, включая предельные допустимые концентрации вредных веществ в таких водоемах;
— актуализация информации о количественном и качественном составе водного объекта, принимающего сточные воды, а также гидрометеорологических данных;
— выявление ошибок или недостоверной информации в предыдущих расчетах.
Планируется, что при наступлении таких обстоятельств прежние расчеты нормативов сбросов и соответствующие разрешительные документации (КЭР, ДВОС) продолжают действовать до тех пор, пока не будут произведены новые расчеты и пересмотрены разрешительные документы.
Обращаем внимание, что проект не утвержден и носит информационный характер.
Дополнен новыми видами отходов ФККО
Опубликован приказ Росприроднадзора от 20.12.2024 № 723 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242» (далее — Изменения).
В соответствии с Изменениями, Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, дополнен 13 новыми видами отходов.
Нововведения затронули блоки 2, 3 и 9 ФККО.
Так, например, в ФККО включены следующие виды отходов:
— песчаные породы при проходке стволов шахт добычи высоковязкой нефти, содержащие нефть (содержание нефти менее 15%), — IV класса опасности;
— ионообменная смола, отработанная при очистке от ртути раствора, содержащего селен, в производстве селена из шламов рафинирования черновой меди — I класса опасности;
— шлам при выщелачивании плава сульфида натрия в его производстве обезвоженный — III класса опасности;
— пыль газоочистки при производстве ферросилиция с преимущественным содержанием диоксида кремния — IV класса опасности;
— фильтры рукавные из синтетических волокон, отработанные при газоочистке в производстве ферросилиция, — IV класса опасности;
— отходы очистки сульфатных цинковых растворов от железа при производстве цинка — IV класса опасности;
— эмульсия при очистке подземных вод от нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и/или нефтепродуктов 15% и более) — III класса опасности
— и другие.
Ознакомившись с Изменениями, вы получите информацию о новых видах отходов, включенных в ФККО. Это позволит вам заранее проанализировать свою деятельность, выявить потенциальные отходы и правильно их классифицировать. В результате вы сможете сэкономить время на следующих этапах:
— отнесении отходов предприятия к тому или иному виду отхода;
— составлении паспорта на отходы I — IV классов опасности;
— осуществлении учета отходов.
Дата вступления в силу — 11.02.2025
Планируется утвердить новые нормативы качества воды и ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов
С 14.02.2025 на публичном обсуждении находится проект приказа Росрыболовства «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее — проект).
Этот проект разработан в связи с тем, что действующие на сегодняшний день Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее — приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552) утратит силу 01.09.2025.
Ключевые изменения в новом проекте включают:
- Добавление показателя «взвешенные вещества в морской воде».
- Снижение предела БПК(5): теперь он не должен превышать 2,0 мг/дм в условиях максимального загрязнения, тогда как ранее этот показатель составлял 2,1 мг/дм.
- Проектом уточняется, что категории водного объекта рыбохозяйственного значения устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения», сведения о категории водного объекта рыбохозяйственного значения содержатся в Государственном рыбохозяйственном реестре.
- Изменение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ: например, в проекте отсутствуют некоторые вещества, такие как Азоцен 5%, Авиксил 70% и т.д.
Обращаем внимание, что проект не утвержден и носит информационный характер.
Установлены требования к нормативам образования отходов и лимитам на их размещение
Президент РФ подписал Федеральный закон от 08.08.2024 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Уточняется понятие «комплексное экологическое разрешение» в части указания на то, что такое разрешение содержит нормативы в области охраны окружающей среды.
Установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение разрабатываются и устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в составе комплексного экологического разрешения.
Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать, помимо прочего, технологические нормативы и расчеты таких нормативов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, а также обоснование таких нормативов.
Комплексное экологическое разрешение содержит в том числе обоснование нормативов образования отходов производства и потребления.
Одновременно предусмотрено, что хозяйствующие субъекты при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Уточняется, что для юридических лиц или ИП, действующих на объектах I категории и на объектах II категории в случае выдачи на объекты II категории комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в составе комплексного экологического разрешения.
При этом исключена обязанность юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах II категории в случае выдачи на объекты II категории комплексного экологического разрешения, включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Утверждены формы и порядок представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами
В соответствии с пунктом 9 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 219, приказом Минприроды России от 26.12.2024 № 757, утверждены:
Дата вступления в силу — 01.03.2025
Предлагается разделить полномочия по согласованию мероприятий в периоды НМУ между федеральными и региональными властями
Разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»» (далее — проект).
Проектом предлагается закрепить полномочия по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному контролю (надзору), за федеральными органами государственной власти.
При этом в отношении объектов, подлежащих региональному государственному контролю (надзору), полномочия по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ предлагается сохранить за органами государственной власти субъектов РФ.
При получении прогнозов НМУ хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I-III категории, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).
Напомним, что на сегодняшний день мероприятия в периоды НМУ необходимо согласовать с исполнительными органами субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, не зависимо от уровня поднадзорности объекта (п.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).