Проект рекультивации и консервации нарушенных земель

Рекультивация земель представляет собой последовательно выполняемый комплекс мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия.

В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Консервация земель — мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель.

Рекультивацию (консервацию) нарушенных земель проводят собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута, а при установлении лиц, действия которых повлекли нарушение земель и земельных участков, — указанные лица на основе соответствующих проектов.

Перечень земель и земельных участков, подлежащих рекультивации (консервации), отражен в Постановлении правительства РФ № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель»).

Направление рекультивации нарушенных земель определяются с учетом:

  • качественных характеристик нарушенных земель по техногенному рельефу, горным породам, степени обводнения (увлажнения) с учетом географических и экономических условий зоны размещения нарушенных земель, технико-экономических и социальных факторов;
  • характера нарушения земель, эколого-экономической целесообразности восстановления их качественного состояния для дальнейшего целевого назначения и разрешенного использования.

Разработку проектов рекультивации нарушенных земель осуществляют на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и национальных стандартов с учетом природно-климатических условий, месторасположения объекта рекультивации, мнения собственника участка и акта обследования нарушенного земельного участка для согласования проектных решений по рекультивации с заинтересованными сторонами.

Рекультивацию нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей осуществляют последовательно в два этапа — технический и биологический — в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59070-2020 и с учетом существующих наилучших доступных технологий (НДТ).

Так, в целях восстановления и сохранения биоразнообразия установлены основные положения (стандарт) по идентификации нарушенных земель и земельных участков и применению НДТ рекультивации нарушенных земель, включая агротехнические приемы, основанные на применении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному.

Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

В рамках Проекта рекультивации определяется срок проведения работ по рекультивации (консервации) земель (не более 15 лет для рекультивации земель и 25 лет для консервации земель).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такое строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа — в иных случаях.

Проект консервации земель подготавливается в виде отдельного документа.

Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

Работам по рекультивации нарушенных земель должны предшествовать мониторинг состояния земель и земельных участков и их паспортизация (ГОСТ Р 57446-2017, раздел 12).

В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе (см. «Правила проведения рекультивации и консервации земель»).

Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации (консервации) земель для достижения соответствия рекультивируемых (консервируемых) земель законодательно установленным требованиям.

Для осуществления федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы утвержден статистический инструментарий «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (Форма N 2-ТП (рекультивация))» (Приказ № 676 Федеральной службы государственной статистики).

Ответственность установлена ст. 8.7 КоАП

1.Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до50 000 рублей; на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц — от 400 000 до 700 000 рублей.

  1. 2. Неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 25 000 тысяч до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 рублей.
  2. Применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток