СЗЗ — Проект санитарно-защитной зоны
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых производственных площадок, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утвержденны Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222
Проект СЗЗ содержит:
— сведения о размерах СЗЗ;
— сведения о границах СЗЗ (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
— обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
— перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
— установление таких ограничений использования земельных участков.
Исходя из состава проекта СЗЗ, для его разработки необходимо провести соответствующие исследования атмосферного воздуха, а также осуществить оценку риска для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) при установлении СЗЗ проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Роспотребнадзором.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.
Разработанный проект СЗЗ проходит несколько уровней согласования:
- Экспертная организация, уполномоченная на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз (получение экспертного заключения).
- Управление Роспотребнадзора (получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ, выдача Решения об установлении границ СЗЗ).
- Передача сведений установленной СЗЗ в ФГБУ «ФКП «Росреестра». Территориальные органы Роспотребнадзора обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решениях об установлении или изменении границ СЗЗ объектов, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в МСК.
Описание местоположения границ СЗЗ
Проект СЗЗ содержит информацию о перечне координат характерных точек СЗЗ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, т.е. в местной системе координат МСК (МСК — система координат, используемая для ведения единого государственного реестра недвижимости), в т.ч. в электронном виде. Описание местоположения границ СЗЗ составляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, Единой электронной картографической основы, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Ответственность устанавливается ч. 1 ст. 6.3 КоАП:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 рублей до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1 000 тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.