НДВ — Проект нормативов предельно допустимых выбросов

Согласно п.1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Под предельно допустимым выбросом (ПДВ) понимается такой норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Для осуществления расчета нормативов выбросов необходимо руководствоваться требованиями:

  • Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»
  • Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 06.06.2017 N 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»
  • Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 11.08.2020 N 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Расчет нормативов выбросов осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе:

  • проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов);
  • данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).

Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»

Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.

Разработанный проект нормативов предельно допустимых выбросов (НДВ) согласовывается в Управлении Росприроднадзора соответствующего субъекта РФ после предварительного согласования в Управлении Роспотребнадзора и получения санитарно-эпидемиологического заключения. Проект действует 7 лет.

Нормирование выбросов для объектов I категории НВОС

В части нормирования выбросов для объектов I категории НВОС предусмотрены переходные положения. Полученные для объектов I категории НВОС до 01.01.2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ действуют:

  • до дня истечения срока их действия;
  • либо до дня получения КЭР в течение срока их действия.

При этом с 01.01.2019 года и до получения КЭР в установленные сроки, допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ.

При этом разработка и получение той или иной разрешительной документации должна быть осуществлена ко дню истечения срока действия разрешений на выброс загрязняющих веществ. Также при выборе одного из вариантов необходимо учитывать обязательные сроки получения КЭР.
Нормирование выбросов для объектов II категории НВОС

Для объектов II категории НВОС также установлены переходные положения в части нормирования выбросов и разработки природоохранной документации. Полученные до 01.01.2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ в отношении объектов II категории НВОС действуют:

  • до дня истечения срока их действия;
  • или до дня представления ДВОС в течение срока действия таких разрешений.

Для объектов II категории НВОС получение новых разрешений и лимитов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не представляется возможным. К окончанию срока действия разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо представить ДВОС.

Нормирование выбросов для объектов III категории НВОС

Хозяйствующие субъекты для осуществления деятельности на объектах III категории НВОС должны:

  • разработать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности;
  • представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Ответственность:

В соответствии со ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • + на граждан — от 2000 до 2500 рублей;
    +на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • +на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • +на юридических лиц – от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.