Экологическое законодательство: основные изменения, 3 квартал, 2024.

В статье вы найдете основные изменения в законодательстве с сфере охраны окружающей среды, 3 квартал, 2024 год.

По всем вопросам:
консультация по телефону: +7 (921) 120-28-29, г. Вологда, ул. Октябрьская, 66. 2 этаж.

 

 

Обновлены формы статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой

Опубликован приказ Росстата от 31.07.2024 № 339 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» (далее — приказ Росстата от 31.07.2024 № 339).

Приказом Росстата от 31.07.2024 № 339 обновлены, в том числе, следующие формы и указания по их заполнению:

— форма № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды» (форма № 4-ОС);

— форма № 1-ООПТ «Сведения об особо охраняемых природных территориях» (форма № 1-ООПТ).

Эти формы будут применяться начиная с отчетного периода за 2024 год.

Со вступлением в силу приказа Росстата от 31.07.2024 № 339 форма № 4-ОС, утвержденная приказом Росстата от 31.07.2023 № 369, утратит силу. Также утратит силу форма № 1-ООПТ, утвержденная приказом Росстата от 26.08.2021 № 516.

Таким образом, при предоставлении первичных статистических данных за отчетный период 2024 года необходимо руководствоваться формами, утвержденными приказом Росстата от 31.07.2023 № 339.

Важно отметить, что хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять первичные статистические данные по формам федерального статистического наблюдения исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (п.7 ст.8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).

Ознакомившись с приказом Росстата от 31.07.2024 № 339, вы сможете:

— подготовиться к планируемым изменениям и представить отчет до 25.01.2025 по новым формам статистического наблюдения согласно действующему законодательству;

— избежать штрафа до 70000 рублей для юридических лиц (ч.1 ст.13.19 КоАП РФ).

 

 

Изменен срок представления в территориальный орган Росприроднадзора отчетов о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов

Такие результаты мониторинга в виде отчетов должны будут представляться ежегодно в срок до 15 июня (ранее — до 15 января) года, следующего за отчетным.

(Постановление Правительства РФ от 27.09.2023 N 1574; Приказ Минприроды России от 30.11.2023 N 798)

 

 

Внесены изменения в Закон об охране окружающей среды

В частности, термин «экологический надзор» заменяется термином «экологический контроль (надзор)».

Уточняется, что объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при его постановке на государственный учет присваивается I — III категория.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и ИП на объектах II категории при подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения.

Ввод в эксплуатацию объекта капстроительства, который является объектом I категории, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий, допускается при условии наличия программы повышения экологической эффективности в случае установления и (или) изменения технологических показателей наилучших доступных технологий после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения экспертизы проектной документации в отношении указанного объекта при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе и о градостроительной деятельности.

Комплексное экологическое разрешение будет пересматриваться частично или полностью при внесении изменений в программу повышения экологической эффективности.

Юридические лица, ИП, действующие на объектах II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение, освобождены:

— от представления декларации о воздействии на окружающую среду;

— от разработки и утверждения плана мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

По общему правилу не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капстроительства I категории, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или ИП, действующими на объектах II категории, в случаях получения ими комплексного экологического разрешения на период поэтапного достижения указанных нормативов, а также технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

В течение срока рассмотрения программы повышения экологической эффективности заявитель вправе направить в межведомственную комиссию заявление об отзыве программы повышения экологической эффективности в целях прекращения ее рассмотрения.

Отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности будет представляться ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Урегулировано внесение изменений в утвержденную программу повышения экологической эффективности, являющуюся неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 622-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 15.04.2024 N 473 и от 20.04.2024 N 512; Приказ Минприроды России от 17.04.2024 N 232; Информация Росприроднадзора)

 

 

Обновлен Порядок учета в области обращения с отходами

Установлено, что материалы и данные учета используются в том числе при оформлении первичных учетных документов при передаче другим лицам отходов.

При организации учета образующихся отходов юридическими лицами и ИП:

— выявляются происхождение или условия образования вида отхода;

— определяются агрегатное состояние и физическая форма вида отхода;

— производится подтверждение отнесения отхода к конкретному классу опасности;

— проводится паспортизация отходов I — IV классов опасности.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, а также размещенных отходов. В случае отсутствия средств для проведения измерения учет ведется с использованием расчетного метода.

Учет количества переданных другим лицам отходов ведется на основании измерений фактического количества или с применением расчетных методов измерений массы отходов. Учет количества полученных от других лиц отходов ведется на основании счетов-фактур, платежных документов, товарных накладных, транспортных накладных, товарно-транспортных накладных и других документов, принимаемых к учету отходов.

Данные об учете отходов могут подтверждаться результатами ежегодной годовой инвентаризации имущества и обязательств.

Отходы подлежат отражению в учете в течение 10 рабочих дней, следующих за днем фактического образования отхода, проведения операций по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, передаче отходов другим лицам или получению отходов от других лиц.

Допускается с учетом особенностей технологических процессов, в которых образуются отходы, наличия обособленных подразделений юридического лица и других особенностей деятельности юридического лица, требующих затрат времени по передаче первичных учетных документов об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в обособленных подразделениях юридического лица, осуществляющих учет отходов, отражать в учете отходы в течение месячного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем фактического образования отхода.

До 1 января 2025 года данные об учете отходов обобщаются за календарный год в срок не позднее 25 января года, следующего за указанным периодом. С 1 января 2025 года данные об учете отходов обобщаются ежемесячно, ежеквартально и за календарный год в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за указанными периодами. Данные об учете за квартал, 6 и 9 месяцев, а также за календарный год обобщаются нарастающим итогом.

Данные об учете отходов за месяц являются оперативными и используются для формирования оперативной информации об обращении с отходами.

(Приказ Минприроды России от 13.12.2023 N 825)

 

 

Изменен порядок лицензирования деятельности по сбору опасных отходов

Исключена обязанность обращения заявителей за получением лицензий, с целью внесения изменений в реестр лицензий по сбору отходов I — IV классов опасности в случаях, если такой сбор отходов осуществляется не по месту их обработки, или утилизации, или обезвреживания, или размещения. Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2023 года.

Заявление для получения лицензии должно подаваться соискателем лицензии через единый портал госуслуг. Уточнен перечень сведений, указываемых в таком заявлении. Расширяется перечень документов, прикладываемых в электронном виде к заявлению.

В заявление о внесении изменений в реестр лицензий лицензиат включает сведения, представление которых предусмотрено для соответствующего вида работ. При этом сведения и документы, представленные ранее в составе сведений и документов при предоставлении лицензии, повторно не представляются, если в них отсутствуют изменения, являющиеся основанием для внесения изменений в реестр лицензий.

Лицензирующий орган размещает на едином портале госуслуг сведения о соответствии лицензиата лицензионным требованиям или о направлении лицензиату перечня выявленных нарушений лицензионных требований с указанием срока их устранения.

В случае утилизации отходов I — IV классов опасности оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в обязательном порядке в форме документарной и выездной оценки.

Закреплена обязанность лицензиатов проходить периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям. Установлен порядок такого подтверждения.

Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе оценивает соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, о внесении изменений в реестр лицензий в срок, не превышающий 10 рабочих дней, а в случае отсутствия необходимости выездной проверки в срок, не превышающий 3 рабочих дней. Срок принятия решения может быть продлен лицензирующим органом на 5 рабочих дней в случае необходимости проведения выездной оценки более 3 мест осуществления лицензируемого вида деятельности или в случае указания в заявлении более 100 видов отходов.

(Постановление Правительства РФ от 23.05.2024 N 651; Информация Росприроднадзора)

 

 

Обновлен перечень методик расчета выбросов

На официальном сайте Минприроды России размещен обновленный Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — Перечень методик).

Перечень методик дополнен методикой расчета выбросов инертных радиоактивных газов в атмосферный воздух из нормируемых организованных стационарных источников Балаковской АЭС.

Напомним, что:

— формирование и ведение Перечня методик уполномочено осуществлять Минприроды России (пп.5.4 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219);

— применение методик расчета выбросов допускается только после их включения в Перечень методик (п.15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422).

Методика расчета выбросов должна применяться в полном соответствии с областью ее применения для указанных в ней технологических процессов, сооружений, устройств, оборудования, а также сырья, материалов, топлива.

 

 

Новая форма отчета по ПЭК

01.09.2024 вступает в силу приказ Минприроды России от 15.03.2024 № 173 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — приказ Минприроды России от 15.03.2024 № 173).

Одновременно утратит силу приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Основные отличия документов заключаются в следующем:

  1. Пересмотрены названия разделов и столбцов таблиц.
  2. Таблица 3.2. «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах)» разделена на две таблицы:

— таблицу 3.2. «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами»;

— таблицу 3.3 «Сведения о результатах наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов)».

  1. Добавлены две новые колонки в таблице 4.2 «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов».
  2. Введена новая таблица 5.1 «Информация о происхождении и обращении побочных продуктов производства».
  3. Введена новая таблица 5.2 «Данные о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым переданы побочные продукты производства».

Ознакомившись с текстом приказа Минприроды России от 15.03.2024 № 173, вы сможете:

— узнать новые требования к отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчет по ПЭК);

— подготовить отчет по ПЭК в соответствии с действующим законодательством;

— избежать наложения административного штрафа до 80000 руб. за скрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов при осуществлении производственной деятельности в предоставленном отчете о ПЭК (ст.8.5 КоАП РФ).

 

 

Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 N 1752 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2055»

Согласно изменениям сокращен срок рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения на выбросы для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах I категории НВОС, до получения комплексного экологического разрешения, необходимо ознакомиться с изменениями и получать разрешение на выбросы в соответствии с действующим законодательством.

Данный документ вступит в силу с 01.09.2024

 

 

Внесены изменения в Закон о недрах (01.09.2024)

Установление пользователями недр наличия в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, полезных ископаемых, не указанных в лицензии на пользование недрами, будет являться основанием для внесения изменений в лицензию.

Уточнен порядок направления Роснедрами пользователю недр письменного уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и необходимости их устранения.

Если пользователями недр установлено наличие в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, не указанных в лицензии полезных ископаемых, такие пользователи недр (за исключением пользователей недр на участках недр местного значения) имеют право по своей инициативе обратиться в Роснедра или его территориальный орган с заявкой о внесении изменений в лицензию.

Вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию, будут признаваться отходами производства и потребления со дня истечения срока их использования, установленного проектной документацией, предусматривающей использование вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с пользованием недрами.

Региональное геологическое изучение недр, государственный мониторинг состояния недр, геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разведка месторождений полезных ископаемых за счет бюджетных средств и средств пользователей недр проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Установлен порядок оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и апробации ее результатов. Оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых проводится при региональном геологическом изучении недр, геологическом изучении недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 677-ФЗ; Приказы Минприроды России от 06.05.2024 N 269 и N 280)

 

 

Уточняется Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (01.09.2024)

В частности, предусмотрено, что в случае если в водном объекте-приемнике сточных вод невозможно установить фоновый створ и невозможно провести расчет условных фоновых концентраций химических веществ в воде данного водного объекта, водопользователь при сбросе теплообменных вод тепловых электростанций, атомных электростанций и других подобных объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона об охране окружающей среды и Водного кодекса РФ, вправе разрабатывать НДС на уровне фоновых концентраций веществ в створе водозабора.

(Приказ Минприроды России от 08.05.2024 N 289)

 

 

Планируется внести изменения в методические указания по разработке проектов НООЛР

С 20.08.2024 на публичном обсуждении находится проект приказа Минприроды России «О внесении изменений в Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее — Проект).

Проектом планируется внести изменения в порядок разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР).

Согласно Проекту, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) I категории, смогут не указывать наименование и номер объекта размещения отходов в определенных случаях. Это касается случаев передачи твердых коммунальных отходов региональным операторам, а также отходов I-II класса опасности федеральным операторам. В таких ситуациях также не потребуется указывать срок действия договора.

Для объектов НВОС II категории предусмотрены аналогичные послабления, позволяющие не отражать номер объекта размещения отходов ГРОРО при выполнении определенных условий.

Кроме того, планируется обновление Приложения № 13. В случае принятия Проекта в Приложении № 13 появится новая графа 10 «Указание юридического лица, которому передаются отходы. ИНН».

Согласно пояснительной записке к Проекту, он разработан на основе анализа сложившейся правоприменительной практики.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I и II категорий НВОС, сталкиваются с проблемами при обосновании НООЛР по Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.

В частности, это связано с трудностями в указании способов обращения с отходами I и II классов опасности и твердыми коммунальными отходами, а также с невозможностью точно указать номер и название объекта для размещения отходов из государственного реестра.

Обращаем внимание, что Проект не утвержден и носит информационный характер.

Ознакомившись с текстом Проекта, вы сможете подготовиться к предстоящим изменениям, касающимся разработки проектов НООЛР и принятия новых норм в этой сфере. Рекомендуем внимательно изучить предложенные изменения и оценить их влияние на вашу деятельность. Это позволит вам адаптироваться к новым требованиям в случае принятия Проекта.

 

 

Действие ряда СанПиНов планируется продлить

Роспотребнадзором подготовлен проект постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О внесении изменений в некоторые постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-эпидемиологических требований» (далее — Проект).

Проект подготовлен с целью продления до 01.09.2025 срока действия следующих санитарных правил (c внесенными в них изменениями), регулирующих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий:

— СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.07.2001 № 19;

— СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10;

— СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74;

— СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 № 45.

В настоящее время, в соответствии с п.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вышеуказанные санитарные правила и изменения к ним ограничены сроком действия до 01.01.2025.

В пояснительной записке к Проекту указано, что без продления срока действия санитарных правил с 01.01.2025 до 01.09.2025 на указанный период (8 месяцев) в правовом регулировании возникнет пробел, связанный с отсутствием обязательных требований по установлению зон с особыми условиями и контролю за соблюдением режимных мероприятий, направленных на их охрану, что в конечном итоге может привести к загрязнению вод источников водоснабжения и ухудшению качества питьевой воды у конечного потребителя.

Обращаем внимание, что Проект не утвержден и носит информационный характер.

Ознакомившись с текстом Проекта, вы сможете сэкономить время при поиске необходимой информации.

 

Материалы подготовлены при помощи системы Техэксперт